Разместить

Рекомендуем

Развитие малого бизнеса в России: проблемы и перспективы

Колпакова Дарья Петровна
04.12.2016

Понятие малого бизнеса существует достаточно давно. В общем понятии малый бизнес - это важный элемент рыночной экономики, без которого государство не может развиваться правильно. Формирование нормальных условий для развития малого предпринимательства (бизнеса) дает населению доходы, а государству – налоги. Малый бизнес относится к важнейшим факторам рыночных преобразований и обеспечения социально-экономического развития современного общества. Проблемы малого бизнеса являются наиболее актуальными проблемами для российской экономики. Это можно объяснить многими факторами, такими как: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы перестройки структуры экономики, не требует крупных вложений, обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высокую производительность труда.

В развитых странах, доля малого бизнеса приходится примерно 70% ВНП. Например, доля малых и средних предприятий в таких странах как: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, составляет почти 90%. В этих странах производится почти половина выпускаемой продукции, что даёт этим предприятиям новые рабочие места, в отличие от других предприятий.

На сегодняшний день, малый бизнес стал главным сектором народного хозяйства, но в России малый бизнес не выполняет свои главные функции по внедрению инновационных проектов, он является посредником между зарубежными странами в сфере промышленности. Все это негативно сказывается на экономике.

За короткое время крупным предприятиям трудно перестроить свою экономику, что приводит к большому риску банкротства этих фирм на мировом рынке. Из общего числа малых предприятий лишь около 10% относятся к производственной сфере. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики.

На 2015 год в России действует приблизительно 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость 25% населения и создают около 20% ВВП страны [Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru]. Но с каждым годом малых предпринимательств становится всё больше. Этому способствует усиление мер по поддержке малого бизнеса, улучшается Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Если рассмотреть долю малого и среднего бизнеса в процентах ВВП в таких странах как: Россия - 21%, Канада - 27%, Чехия - 35%, Малайзия - 47%,США - 62%, Япония - 63 %, то можно сделать вывод, что в России бизнес всё равно развивается намного хуже, чем у остальных.

Тем самым, можно выделить 15 главных проблем развития малого бизнеса в России:

  1. Налоги
  2. Законодательство
  3. Инфляция
  4. Экономическая ситуация в целом
  5. Поставки, дефицит
  6. Трудности получения и высокая ставка за кредит
  7. Неплатежеспособность партнеров, клиентов
  8. Несовершенство банковской системы
  9. Политическая ситуация
  10. Бюрократия
  11. Недостаток производственных площадей, офисов
  12. Действия правительства, властей
  13. Коррупция, взятки
  14. Недостаток материальной базы
  15. Финансовая политика государства, действия ЦБ

Все эти проблемы приводят к тому, что только небольшая часть предприятий малого бизнеса, оказываются не в состоянии приступить к реальному производству своей продукции, поэтому должна быть стабильная поддержка государства.

Для того, чтобы улучшить показатель ВВП Министерство экономического развития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны. К 2020 году субъекты малого и среднего предпринимательства достигнут следующих показателей:

  • удельный вес малого бизнеса в ВВП России будет занимать 30%;
  • доля малых предприятий среди других предприятий будет составлять 80%;
  • число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60% населения страны.

Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства [Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. Пособие - М.: Финансы и статистика, 2005. - 160с.].

Хоть и правительство РФ прилагает все возможные усилия для поддержки и развития малого бизнеса в стране, этого не достаточно для полного его функционирования. Немаловажно, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает главные проблемы повышения качества жизни населения, а также пополнение бюджета. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и предпринимательской деятельности населения.

Делая вывод, можно сказать, что уровень развития малого бизнеса не соответствует потребностям экономики страны в настоящее время. И чтобы Россия не оставалась в роли вечно «догоняющих», нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить все проблемы в сфере предпринимательства.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Календарь публикаций

ПНВТСРЧТПТСБВС
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       

Оставайся в курсе