Развитие малого бизнеса в России: проблемы и перспективы
Колпакова Дарья Петровна
04.12.2016
Понятие малого бизнеса существует достаточно давно. В общем понятии малый бизнес - это важный элемент рыночной экономики, без которого государство не может развиваться правильно. Формирование нормальных условий для развития малого предпринимательства (бизнеса) дает населению доходы, а государству – налоги. Малый бизнес относится к важнейшим факторам рыночных преобразований и обеспечения социально-экономического развития современного общества. Проблемы малого бизнеса являются наиболее актуальными проблемами для российской экономики. Это можно объяснить многими факторами, такими как: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы перестройки структуры экономики, не требует крупных вложений, обеспечивает занятость существенной доли экономически активного населения и высокую производительность труда.
В развитых странах, доля малого бизнеса приходится примерно 70% ВНП. Например, доля малых и средних предприятий в таких странах как: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, составляет почти 90%. В этих странах производится почти половина выпускаемой продукции, что даёт этим предприятиям новые рабочие места, в отличие от других предприятий.
На сегодняшний день, малый бизнес стал главным сектором народного хозяйства, но в России малый бизнес не выполняет свои главные функции по внедрению инновационных проектов, он является посредником между зарубежными странами в сфере промышленности. Все это негативно сказывается на экономике.
За короткое время крупным предприятиям трудно перестроить свою экономику, что приводит к большому риску банкротства этих фирм на мировом рынке. Из общего числа малых предприятий лишь около 10% относятся к производственной сфере. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики.
На 2015 год в России действует приблизительно 5,6 млн. субъектов малого и среднего бизнеса, которые обеспечивают занятость 25% населения и создают около 20% ВВП страны [Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]: http://economy.gov.ru]. Но с каждым годом малых предпринимательств становится всё больше. Этому способствует усиление мер по поддержке малого бизнеса, улучшается Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Если рассмотреть долю малого и среднего бизнеса в процентах ВВП в таких странах как: Россия - 21%, Канада - 27%, Чехия - 35%, Малайзия - 47%,США - 62%, Япония - 63 %, то можно сделать вывод, что в России бизнес всё равно развивается намного хуже, чем у остальных.
Тем самым, можно выделить 15 главных проблем развития малого бизнеса в России:
- Налоги
- Законодательство
- Инфляция
- Экономическая ситуация в целом
- Поставки, дефицит
- Трудности получения и высокая ставка за кредит
- Неплатежеспособность партнеров, клиентов
- Несовершенство банковской системы
- Политическая ситуация
- Бюрократия
- Недостаток производственных площадей, офисов
- Действия правительства, властей
- Коррупция, взятки
- Недостаток материальной базы
- Финансовая политика государства, действия ЦБ
Все эти проблемы приводят к тому, что только небольшая часть предприятий малого бизнеса, оказываются не в состоянии приступить к реальному производству своей продукции, поэтому должна быть стабильная поддержка государства.
Для того, чтобы улучшить показатель ВВП Министерство экономического развития России разработало Концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны. К 2020 году субъекты малого и среднего предпринимательства достигнут следующих показателей:
- удельный вес малого бизнеса в ВВП России будет занимать 30%;
- доля малых предприятий среди других предприятий будет составлять 80%;
- число занятых в сфере малого бизнеса возрастет до 60% населения страны.
Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства [Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб. Пособие - М.: Финансы и статистика, 2005. - 160с.].
Хоть и правительство РФ прилагает все возможные усилия для поддержки и развития малого бизнеса в стране, этого не достаточно для полного его функционирования. Немаловажно, что путем поддержки малого предпринимательства государство решает главные проблемы повышения качества жизни населения, а также пополнение бюджета. Большое значение имеет способность малых предприятий расширять сферу приложения труда, создавать новые возможности не только для трудоустройства, но и предпринимательской деятельности населения.
Делая вывод, можно сказать, что уровень развития малого бизнеса не соответствует потребностям экономики страны в настоящее время. И чтобы Россия не оставалась в роли вечно «догоняющих», нам необходимо уже в самом ближайшем будущем устранить все проблемы в сфере предпринимательства.