Разместить

Рекомендуем

Международный валютный фонд

Старосельский Сергей Иванович
22.12.2016

В нынешней сложившейся системе международных экономических отношений играют важную роль валютно-финансовые организации. Они являются основой соглашений для накапливания и перераспределения Международного валютного капитала. Тем самым он может использоваться целенаправленно и эффективно. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная доля и одна из наиболее сложных областей рыночной экономики. Эта тема безусловно актуальна в наши дни, т.к. в данное время в государстве в особенности судьбоносна помощь финансовых систем в мире, в том числе МВФ - межправительственной организации, предназначенной для регуляции валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызванных дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте [Гребнев Л.С. Экономика: учебник. - Логос, 2011, с.408].

Международный валютный фонд имеет важную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в формировании мировой экономики в целом. Таким образом, исследование его сути, методов работы и роли в мировой экономике важно для организации полной картины функционирования международных экономических отношений. В этом и состоит актуальность рассмотрения данной темы.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Проблема определения механизмов предоставления кредитования иногда затрудняет работу МВФ. В результате, в дополнение к этим текущих договоренностям, МВФ установил временные специальные средства, которые предопределены, чтобы поддержать и преодолеть денежные кризисные ситуации, которые начались по разнообразным основаниям.

Россия стала членом МВФ в 1992 году в соответствии с размером выделенной квоты (4,3 млрд.долл, или 3%), а также количеством голосов (43,4 - 2,9%); она заняла 9-е место. В течение многих лет Россия приобрела от Фонда максимум многообразных видов кредитов (кредиты для поддержки структурной реорганизации и т.д.). В марте 1996 года Совет управляющих МВФ одобрил предоставление России кредит в $ 10,2 млрд, в том числе погашение задолженности Фонда ранее выданных кредитов. Общая сумма долга России Фонду на 1 января 1999 года составила 19,7 млрд долларов США [Левинцева Н.Н. Международные экономические отношения. - М.: ТК Велби, 2007. - 656 с.]. МВФ содействует расширению и сбалансированному росту международной продажи и, соответственно, предполагает рост занятости и совершенствование экономических показателей в странах-членах.

Другая цель – это обеспечение функционирования международной валютной системы на основе согласования и координации денежно-кредитной политики и поддержания валютных курсов и конвертируемость валют стран-членов; обеспечение упорядоченного отношения в денежно-кредитной политике между странами-членами. Валютный фонд также следит и занимается определением паритетов и валютных курсов, чтобы не допустить конкурентного положения валюты. Оказание помощи в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между членами и в самоустранении валютных ограничений, помощь странам-членам путем предоставления займов и кредитов в иностранной валюте для урегулирования платежного баланса и стабилизации валютных курсов – также является одной из важных задач МВФ.

Безусловно, вся деятельность международного валютного фонда направлена на устранения неких проблем функционирования. Например, сокращение продолжительности и уменьшение степени дисбаланса международного платежного баланса стран-членов и контроль над соблюдением странами-членами кодекса поведения для международных валютных отношений.

Следовательно, можем сделать вывод, что международный валютный фонд имеет ряд проблем, которые требуют систематического анализа и подбора необходимого и эффективного решения, которое сможет стабилизировать экономику стран-участниц и стран-союзников.

Половинчатые и противоречивые реформы валютной системы капитализма предопределили дальнейшую эволюцию МВФ, его место и роль в международных экономических отношениях. Во-первых, намного меньшую роль он начал играть в регуляции и координации экономической политики развитых капиталистических странах. Во-вторых, координирующая роль МВФ в отношениях с развивающимися странами увеличилась. Об этом свидетельствуют такие явления, как ужесточение условий, которые были размещены на кредиты Фонда, высокие цены на внутренние перестройки экономики в развивающихся странах. В-третьих, ресурсы Фонда недостаточны для задач, которые он пытается решить. Растет разрыв между размером дефицита текущего платежного баланса развивающихся стран и их квот в МВФ. Доля ликвидных ресурсов МВФ в международных резервах сократилась. Таким образом, вклад МВФ и урегулирование платежного баланса и улучшение структуры международной ликвидности уменьшается. Наконец, в-четвертых, значительно расширились функции МВФ как финансового посредника. Кредитование стало чуть ли не основной сферой его деятельности, и размеры предоставленных ресурсов больше не зависят только от взносов стран-участниц, ибо Фонд увеличил кредитные операции.

Время от времени СДР (специальные права заимствования) выделяются государствам-членам МВФ на основе квоты каждой страны в Фонде. На сегодняшний день было распределено в общей сложности 204,1 млрд СДР, и последнее распределение состоялось в 2009 году, когда было выделено 182,6 млрд СДР. В рамках пересмотра, завершившегося в ноябре 2015 года, Исполнительный совет принял решение, что с 1 октября 2016 года юань будет отнесен к категории свободно используемых валют и с этого времени будет включаться в корзину СДР в качестве пятой валюты наряду с долларом США, евро, японской йеной и фунтом стерлингов. Формула для расчета весов валют также была пересмотрена, чтобы устранить давние недостатки. Оценка роли Международного валютного фонда в экономике современного мира, как показывают последние публикации в отечественной и зарубежной печати, является весьма актуальной. Международный финансовый кризис 1997-1999 гг., не обошли стороной и Российскую Федерацию. Он показал определенную противоречивость и неоднозначность рецептов, предлагаемых международными финансовыми организациями вообще, и Международным валютным фондом в частности, для решения насущных экономических проблем в странах, которые обращаются за кредитами к МВФ.

Так что же стало причиной Азиатского кризиса, который вылился в международный? Может быть, бытовая коррупция, чрезмерное слияние власти и бизнеса в долгосрочной перспективе, регенерация низкой и слабо стабильной экономики, или, наоборот, слепое следование рецептам Международного валютного фонда? Все это усугубляется противоречиями внутри Ямайской валютной системы, у истоков которой стояли эксперты фонда, или всему виной простая служебная халатность, отсутствие внимания специалистов Фонда по отношению к своим Азиатским клиентам? На эти вопросы мировое экономическое сообщество пока не готово дать четкий и точный ответ.

Главной проблемой, стоящей перед МВФ, была и остается проблема оснащения международной ликвидности, то есть способности стран беспрепятственно производить платежи по внешнеторговым и другим международным операциям и свободно обращать в результате активное сальдо платежного баланса в валюты, применяемые в качестве средств международных уплат.

За время своего существования МВФ превратился в действительно универсальную организацию, достиг огромного признания в качестве важнейшего наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности по займам страны. Одновременно он начинает играть важную роль в результатах "семерки" ведущих государств Запада, является ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд, активно функционирующий вместе с Международным валютным Институтом, накопил богатый и полезный опыт [Международный валютный фонд: на рубеже столетий. Российский аспект // Деньги и кредит. - 2005. - №1.54 - 67 с.].


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Календарь публикаций

ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       

Оставайся в курсе